Новости СовМодно

Калмыцкая художница превращает советские мозаики в иллюстрации

Рассказываем об Элине Гедерим, художнице-иллюстраторе из Калмыкии, которая оцифровывает советские мозаики, чтобы привлечь внимание к красоте родного города.
Элина родилась и выросла в городе Элиста (с калмыцкого это переводится как «песчаный»). Тяга к рисованию у художницы появилась с детства – сначала она окончила художественную школу, а после выпуска поступила в РГПУ им. Герцена на факультет изобразительного искусства по специальности педагог-художник. Работала учителем рисования в родном городе, совмещая преподавание и блог.
Территория буддийского храма Сякюсн-Сюме, республика Калмыкия,
фото Татьяны Безродных

Про первую иллюстрацию и развитие проекта:
Идея оцифровать элистинские мозаики пришла мне давно, но только в сентябре этого года я наконец-то сделала первые шаги к её реализации. Первым объектом стало мозаичное панно на здании ЖД вокзала. Я часто бываю в разъездах, и каждый раз вижу это произведение, которое для многих жителей стало уже чем-то обыденным, просто частью старого здания. И мало кто в него вглядывается, как и я, до недавнего времени. Просто в какой-то момент в моей голове промелькнули вопросы: а что, если бы этой мозаики не было? А что, если бы завтра её снесли? А кто мог бы заняться её реставрацией и восстановлением?
И тут же я подумала: «что Я могу сделать?»

Я могу рисовать) Я могу запечатлеть каждую такую мозаику в цифровом формате, это позволит не только улучшить визуальный облик рисунка (восстановить осыпавшиеся фрагменты, сделать цвета более цельными и насыщенными), но и сохранить образ достопримечательности на долгие годы, привлечь внимание местных жителей к красоте родного города. А ещё такие иллюстрации можно использовать в качестве принта для мерча: футболки, шопперы, открытки, постеры и т.д. Тем более, что в последние несколько лет Элисту посещает много туристов.

На данный момент я отрисовала уже 2 иллюстрации. В дальнейшем планирую оцифровать все мозаичные панно, которые удастся найти, не только в столице Калмыкии, но и в других населённых пунктах. Думаю также создать с ними небольшой каталог или буклет – как для элистинцев, так и для туристов.
Про отношение к мозаикам Калмыкии:
В детстве я часто видела много разных мозаик на остановках общественного транспорта, когда ездила от посёлка к посёлку. Уже тогда это казалось мне чем-то удивительным, ярким и красивым. Хотя и на тот момент состояние этих остановок было не самым презентабельным. Сейчас некоторых уже вовсе нет. А ведь каждое такое панно – это работа художника, произведение. К сожалению, мало кто это понимает, мало кому это интересно.

Городские мозаики на данный момент находятся в удовлетворительном состоянии, однако влияние времени на них заметно: чуть потускнели оттенки, смальта покрылась пылью, местами осыпалась. А восстанавливать такие объекты ой как непросто. И дело даже не в финансировании: собрать деньги – меньшее из зол.

Сейчас нелегко будет найти специалистов или мастеров, которые смогут заняться восстановлением панно. В Калмыкии, если я не ошибаюсь, таких людей вообще нет.

На примере мозаики на 8 микрорайоне – я видела, как отсутствующие фрагменты коммунальщики пытались просто замазать цементом.
Как калмыцкая культура поддерживается сейчас?
Сейчас с уверенностью можно сказать, что калмыки любят и ценят свою культуру. Причём в последние годы активизировалась молодёжь: создают бренды одежды, рисуют открытки и стикеры, проводят маркеты и фестивали. Ансамбли калмыцких танцев выступают не только по России, но и за её пределами. Также Калмыкия представляла свой регион на выставке ВДНХ, где проводились мастер-классы по национальным играм, калмыцкой письменности, гостей угощали национальной кухней.

Конечно, хотелось бы, чтобы калмыцкая культура продолжала распространяться и за пределами республики.
Республика Калмыкия, фото Татьяны Безродных